Консультация для специалистов, воспитателей и родителей.
Причины возникновения задержки
психического развития
Выделяют 4 основных типа ЗПР:
Ø
конституционального характера;
Ø
соматогенного характера;
Ø
психогенного характера;
Ø
церебрально-органического
характера.
ЗПР конституционального
происхождения
При этом виде задержки психического
развития эмоционально-волевая сфера ребенка находится на более раннем этапе
физического и психического становления. Наблюдается преобладание игровой
мотивации поведения, поверхностность представлений, легкая внушаемость. У таких
детей даже при обучении в общеобразовательной школе сохраняется приоритет
игровых интересов. При этой форме ЗПР гармонический инфантилизм можно считать
главной формой психического инфантилизма, при которой наиболее ярко выражено
недоразвитие в эмоционально-волевой сфере. Ученые отмечают, что гармонический
инфантилизм нередко можно встретить у близнецов, это может указывать на связь
данной патологии с развитием многоплодности. Обучение детей с данным типом ЗПР
должно происходить в специальной коррекционной школе.
ЗПР
соматогенного происхождения
Причинами данного типа задержки
психического развития являются различные хронические заболевания, инфекции,
детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития соматической
системы. При этой форме ЗПР у детей может присутствовать стойкое астеническое
проявление, которое снижает не только физический статус, но и психологическое
равновесие ребенка. Детям присуща боязливость, стеснительность, неуверенность в
себе. Дети этой категории ЗПР мало общаются со сверстниками из-за опеки
родителей, которые стараются оградить своих детей от лишнего, на их взгляд,
общения, поэтому у них занижен порог межличностных связей. При этом виде ЗПР
дети нуждаются в лечении в специальных санаториях. Дальнейшее становление и
обучение этих детей зависит от их состояния здоровья.
ЗПР психогенного характера
Центральным ядром данной формы задержки
психического развития является семейное неблагополучие (неблагополучная или
неполная семья, различного рода психические травмы). Если с раннего возраста на
психику ребенка оказывалось травмирующее влияние неблагоприятных социальных
условий, то это может привести к серьезному нарушению в нервно-психической
деятельности ребенка и, как следствие, к сдвигам вегетативних функций, а следом
и психических. В этом случае можно говорить об аномалии в развитии личности.
Данную форму ЗПР нужно правильно дифференцировать от педагогической
запущенности, которая патологическим состоянием не характеризуется, а возникает
на фоне недостатка знаний, умений и интеллектуального недоразвития.
ЗПР церебрально-органического
происхождения
Этот
тип задержки психического развития встречается чаще других. Часто обладает
яркостью и стойкостью нарушений в эмоционально-волевой сфере и познавательной
деятельности ребенка. У этой категории детей преобладает наличие негрубой
органической недостаточности нервной системы. На этот вид ЗПР могут оказать
свое патологическое влияние токсикозы беременных, инфекционные заболевания,
травмы, резус-конфликт и т.п. Дети с этим видом ЗПР характеризуются эмоционально-волевой
незрелостью.
Комментарии
Отправить комментарий