Консультация для родителей
Конспект коррекционно-развивающего занятия
для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
«Развиваемся, играя»
Цель: развитие
познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного
психологического развития.
Задачи:
Образовательные – активизировать
познавательные психические процессы: зрительную память и восприятие, слуховое
внимание, творческое воображение, наглядно-образное мышление;
Развивающие – развивать речь и
фонематический слух, быстроту реакции, мелкую моторику рук;
Воспитательные – воспитывать у детей
чувство сопереживания, доброжелательного отношения к другим.
Оборудование и
материалы: игрушка Утёнок, мольберт и карточки с фигурами, краски,
разрезные картинки, бусинки и проволока.
Ход занятия
Вводная часть
Цель. Создавать положительный
эмоциональный настрой, способствовать мышечному раскрепощению.
Ритуал приветствия.
Дети в кругу здороваются.
«Хорошее настроение». Дефектолог пожимает руку в кругу первому и передает
хорошее настроение по кругу.
Дефектолог (выставляет
игрушечного утенка). - К нам в гости пришел утенок, давайте с ним
поздороваемся.
- Здравствуй, утенок!
- Он, кажется,
плачет. Давайте спросим, что у него случилось.
- Что с тобой, утенок?
Утенок (за него говорит
Дефектолог). Дело в том, что злая волшебница заколдовала меня, и я теперь
ничего не помню: как меня зовут, где я живу, сколько мне лет, есть ли у меня
друзья. Но волшебница сказала, что вы поможете мне, если выполните ее задания.
Дефектолог: Поможем утенку? Давайте
прочитаем письмо. Волшебница пишет: «Если вы выполните мое первое задание,
утенок вспомнит, как его зовут». Попробуем выполнить задание? (Да).
Основная часть
Цель: Активизировать
познавательные психические процессы: память, внимание, воображение, мышление,
развивать речь, мелкую моторику рук.
Игровые упражнения.
1.«Запомни узор»
Цель: развивать зрительную
память.
Материал: листы белой
бумаги, карандаши.
Дефектолог рисует на листе
бумаги ломаную линию, демонстрирует в течение 1 – 2 минут и предлагает детям
запомнить его. Затем переворачивает лист бумаги. Дети воспроизводят узор по
памяти. Постепенно узоры усложняются.
Проверка: 1. Ребенок сам
проверяет правильность выполнения задания
2. Взаимопроверка
3. Дефектолог показывает:
«У всех, ребята, получился такой рисунок?»
4. «Из каких фигур состоит
наш узор? Сколько их?»
Утенок. Я вспомнил, меня зовут
Кряка!
Дефектолог (читает письмо
дальше). «Если вы выполните второе задание, утенок вспомнит, где он
живет».
2.«Исправь ошибку»
Цель: развивать слуховое
внимание, фонематический слух.
Дефектолог читает
стихотворение, намеренно изменяя слова. Дети называют правильные слова.
Называют, чего не бывает.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
«Там ползет зеленый лук
(жук)
С длинными усами».
Закричал охотник:
«Ой!
Двери (звери) гонятся за
мной!»
Эй! Не стойте слишком
близко –
Я тигренок, а не миска
(киска)!
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Теплая весна сейчас –
Виноград созрел у нас.
Утенок. Вспомнил: я живу в
чудесном и красивом месте у острова Фантазий.
Двигательно-речевая
разминка «Мы не будем торопиться».
Разминая поясницу, мы не
будем торопиться.
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись.
(повороты туловища в стороны)
Чтобы стать еще умнее,
Мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два,
Закружилась голова
(вращение головой в стороны).
Раз – два –три – четыре -
пять,
Ноги нам пора размять
(приседания).
Напоследок, всем известно,
Как всегда ходьба на месте
(ходьба на месте).
От разминки польза есть?
Что ж пора на место сесть.
(дети садятся).
Психолог (читает письмо
дальше). «Если вы немного пофантазируете, выполняя следующее задание, утенок
вспомнит свой возраст».
3.«Кляксы»
Цель: развивать воображение.
Материал: листы белой бумаги,
кисточки, краски.
- Ребята, возьмите
краски, кисти и воду для рисования и поставьте на столы.
Дефектолог просит каждого
ребенка взять на кисточку немного краски того цвета, который ему нравится.
Затем предлагает стряхнуть с кисти на бумагу краску, сложить лист, вдвое и
пригладить его. Далее дети разворачивают свои листы и рассказывают, на что или
на кого похож получившийся рисунок.
Утенок. Ребята, мне столько же лет,
сколько и вам, -шесть!
Психолог (читает письмо дальше). «Вы
поможете утенку вспомнить его друзей, если соберете из разных частей их
портреты».
4.«Разрезные картинки»
Цель: развивать мышление,
восприятие.
Материал: разрезные
картинки из 6-ти частей.
Раз – два! Делимся по два!
Каждая пара получает конверт с разрезными картинками.
Дети составляют картинки. У
них получаются портреты разных животных.
Называют полным
предложением: У Утенка друг – зайчик.
Утенок. Это мои друзья: мишка,
зайка и ежик.
Дефектолог (читает письмо
дальше), «Если вы будете внимательны, Кряка вспомнит, что он любит».
5.«Будь внимателен»
Цель: развивать
переключение внимания, быстроту реакции, расширение кругозора.
Звери – хлопок в ладоши
(белка, лошадь, волк, лев, баран, еж)
Птицы – поднимаю руки вверх
(грач, голубь, орел, синица, аист, снегирь)
Рыбы – приседают (карась,
щука, сом, окунь, налим)
Утенок. Я вспомнил, что люблю
конфеты и мороженое, и еще мне нравится заниматься спортом и играть. Но больше
всего я люблю украшения!
Дефектолог (шепотом). Давайте сделаем
бусы и подарим их Кряке. Я думаю, он будет очень рад.
6.«Бусы для утенка»
Цель: развивать мелкую
моторику рук
Материал: бусины,
проволока.
Каждый ребенок собирает
бусы и одевает их Утенку на шею, произносит своё пожелание. «Кряка, эти бусы я
хочу тебе подарить, чтобы ты всегда помнил о нас – твоих друзьях».
Дети нанизывают бусины на
проволоку и надевают бусы на игрушку.
Утенок. Спасибо большое за
помощь и за подарки! Мне пора домой к озеру Фантазий. До новых встреч.
Дефектолог убирает игрушку.
Заключительная часть
Цель: учить анализировать
полученный опыт, поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Рефлексия. Дети называют имя
нового друга, с которым познакомились на занятии, и рассказывают, как удалось
его расколдовать.
Ритуал прощания
«Солнечные лучики»
Дети встают вкруг,
протягивают руки вперед и соединяют их в центре круга. Тихо стоят,
представляя себя теплым солнечным лучиком.
Молодцы, ребята. На этом
занятие окончено. До свидания.
Самоанализ
коррекционно-развивающего занятия «Развиваемся, играя»
Коррекционно-развивающее
занятие предназначено для детей, имеющих трудности в познавательном развитии:
недостаточно развитые для данной возрастной категории мыслительные операции,
внимание, память, воображение; слабо развита мелкая моторика рук, высокая
отвлекаемость и повышенная утомляемость.
Цель: развитие
познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного
развития.
Для достижения цели были
поставлены следующие задачи:
Образовательные:
- активизировать
познавательные психические процессы: зрительная память и восприятие, внимание,
наглядно-образное мышление, творческое воображение;
Развивающие:
- развивать быстроту
реакции и мелкую моторику рук ребенка;
- развивать речь и
фонематический слух;
Воспитательные:
-воспитывать у детей чувство
сопереживания, доброжелательного отношения к другим.
Содержание занятия строится
на идеях развивающего обучения с учетом возрастных особенностей и зоны
ближайшего развития детей. При планировании занятия учитывала возрастные
особенности детей, выстраивая его с опорой на имеющиеся у детей знания.
Занятие включает в себя
несколько этапов, логически выстроенных и объединенных одним сюжетом. Считаю,
что занятие соответствовало интересам детей и уровню их подготовки. Старалась
подходить к работе творчески, подбирая задания, требующие от детей умения
мыслить.
В начале занятия как
организационный момент использовала ритуал начала занятия «Хорошее
настроение», чем создала у детей положительный эмоциональный настрой. Для привлечения
интереса к занятию был предложен сюрпризный момент – появление игрушечного
героя Утенка.
Упражнение «Запомни узор»
способствовало развитию у детей зрительной памяти и зрительного внимания,
умения правильно оценить свою работу, работу друга.
Выполнение следующего
задания «Исправь ошибку» способствовало развитию слухового внимания и
фонематического слуха.
Для развития речи и в
качестве смены вида деятельности была проведена двигательно-речевая разминка
«Мы не будем торопиться». Подвижная игра «Земля – воздух – вода» также
способствовала оптимизации двигательной активности детей, развитию переключения
внимания, быстроте реакции, расширению кругозора.
Упражнение «Кляксы»
способствовало у детей развитию воображения, снятию скованности и эмоционального
напряжения.
Использовала приём
социо-игровой технологии: в упражнении «Разрезные картинки» дети делились на
пары, показывая своё умение работать в микрогруппах. Данное упражнение было
направлено на развитие наглядно-образного мышления, целостного восприятия.
В качестве продуктивной
деятельности дети приготовили своему другу Утенку подарок – бусы. Данное
упражнение было направлено на развитие мелкой моторики рук.
В заключительной части
занятия была проведена рефлексия: дети рассказали, с кем они сегодня подружились
и как помогли своему новому другу.
В качестве ритуала
окончания занятия использовала ритуал «Солнечные лучики», чем поддержала и
сохранила атмосферу сотрудничества и хорошего настроя детей.
На протяжении всего занятия
дети были увлечены процессом, заинтересованы. К тем, кто затруднялся,
применялся приём индивидуальной беседы, оказывалась помощь практически.
Использовала словесные, наглядные и практические методы, учитывала
здоровье-сберегающие технологии: дети находились в движении, работали за
столами, на ковре. Считаю, что темп занятия был оптимальным, дети с
поставленными задачами справились. Эмоциональное состояние детей оставалось
положительным на протяжении всего занятия.
Комментарии
Отправить комментарий