Консультация для специалистов и педагогов

 

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У РЕБЁНКА

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чтобы ребёнок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями.

Пространственные представления это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.

Пространственные представления необходимы для обучения ребёнка счёту, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит их пространственных взаимосвязей.

В успешности обучения чтению и письму уровень развития пространственных представлений занимает очень важное место:

- формирует графически-пространственный образ буквы, который является основой овладения навыками письма и чтения (например, правильное написание и узнавание прописных букв [б] и [д], которые отличаются только положением крючочка, - вверх или вниз; [ш] и [и] сколько крючочков два или три; правильное, не зеркальное  написание букв [э], [з] и [с]);

- для полноценного овладения письмом ребёнку необходимо взаимно трансформировать пространственную последовательность графических знаков и временную последовательность звуковых комплексов (правильное воспроизведение последовательности написания или прочтения букв в слове);

- понимание конструкции фразы при восприятии читаемого текста «Я позавтракал после того, как прочёл газету. Что я сделал раньше?».

У детей с неформированностью пространственных представлений обычно беспорядок в тетрадях: они «заезжают» за поля, могут написать слитно два разных слова, особенно часто существительное с предлогом, не соблюдают правил переноса.

При изучении математики пространственные представления нужны для: - понимания разрядного строения числа (15 и 51 различаются только местом входящих в их состав цифр);

- понимание порядкового номера предмета;

- понимание отношений сравнения (больше – меньше, ближе – дальше, раньше – позже, левее - правее);

 - правильного написания пространственно сходных цифр (6 и 9);

- вектора направления счетных операций (сложение – вычитание, деление – умножение);

- представления о геометрических фигурах и их расположении в пространстве;

- для понимания условий задачи: ребёнок может встать в тупик перед грамматической формулировкой отдельных входящих в её состав условий       (например, «на столько-то больше» или «во столько-то больше» и т.д.).

Не стоит забывать и о бытовых ситуаций в которых также нужны пространственные представления:

- обуваясь, отличить правый и левый ботинок;

- заправляя кровать, положить одеяло вдоль, а не поперёк;

- перемещаясь в помещении не задевать мебель, углы и дверные косяки.

Несформированность зрительно пространственных функций приводит к существенному нарушению познавательных операций и наглядных мыслительных процессов.

Сложнейший механизм развития пространственных представлений начинается еще в самом раннем детстве и формируется постепенно. Базовой и наиболее естественной ранней системой ориентации в пространстве является схема тела. Сначала у ребёнка начинает формироваться представление о собственном теле и о расположении внешних объектов по отношению к собственному телу, которое происходит через ощущения напряжения и расслабления мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребёнка со взрослым.

Между тремя и четырьмя годами у ребёнка начинается складываться представление о правом и левом, то  есть продолжает формироваться и созревать телесная схема. Завершается процесс формирования различения ребёнком  правой и левой сторон собственного тела примерно к шести годам.

С появлением речи становится возможным вербальное обозначение пространственных отношений и понимание слов «дальше», «вверху», «сзади» и т.д. сначала по отношению к себе, а потом по отношению к другим объектам.

На следующем этапе ребёнок научается ориентироваться не только в реальном пространстве окружающей среды, но и в схематичном пространстве, например пространстве листа. Ребёнок начинает понимать, что «верх» - это не только там где голова, солнце, потолок, но «верх» может быть и у листа бумаги, расположенного горизонтально.

Последний этап формирования пространственных представлений включает в себя ориентацию в так называемом квази пространстве, которое понимается как некоторая упорядоченность в системах знаков и символов, например нотная запись, различные схемы, представление о времени, понимание логико-грамматических конструкций (Мальчик спасён девочкой. Кто кого спас?).

Перечисленные уровни непросто надстраиваются друг над другом, но и тесно взаимодействуют между собой.

Также пространственный фактор играет большую роль при запоминании. Информация хранящаяся в памяти извлекается не так, как извлекаются в слепую бочонки из мешочка при игре в лото. Выбирая нужную информацию, мы должны попасть в определенную точку пространства своей памяти.

Таким образом, чтобы ребёнок с нормальным слухом, зрением и интеллектом не имел трудностей при обучении в школе необходимо с раннего детства формировать пространственные представления.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Консультация для специалистов, воспитателей и родителей.

Консультация для родителей

Консультация для преподователей и родителей.