Консультация для специалистов и педагогов
РАЗВИТИЕ
ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У РЕБЁНКА
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Чтобы ребёнок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями.
Пространственные представления это представления о пространственных и пространственно-временных
свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.
Пространственные
представления необходимы для обучения ребёнка счёту, письму, рисованию, чтению
и другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между
предметами и явлениями, их последовательности, а значит их пространственных
взаимосвязей.
В успешности обучения чтению и письму уровень развития
пространственных представлений занимает очень важное место:
- формирует графически-пространственный
образ буквы, который является основой овладения навыками письма и чтения
(например, правильное написание и узнавание прописных букв [б] и [д], которые
отличаются только положением крючочка, - вверх или вниз; [ш] и [и] сколько
крючочков два или три; правильное, не зеркальное написание букв [э], [з] и [с]);
- для полноценного
овладения письмом ребёнку необходимо взаимно трансформировать пространственную
последовательность графических знаков и временную последовательность звуковых
комплексов (правильное воспроизведение последовательности написания или
прочтения букв в слове);
- понимание
конструкции фразы при восприятии читаемого текста «Я позавтракал после того,
как прочёл газету. Что я сделал раньше?».
У детей с
неформированностью пространственных представлений обычно беспорядок в тетрадях:
они «заезжают» за поля, могут написать слитно два разных слова, особенно часто
существительное с предлогом, не соблюдают правил переноса.
При изучении математики пространственные
представления нужны для: - понимания разрядного строения числа (15 и 51
различаются только местом входящих в их состав цифр);
- понимание
порядкового номера предмета;
- понимание
отношений сравнения (больше – меньше, ближе – дальше, раньше – позже, левее -
правее);
- правильного написания пространственно
сходных цифр (6 и 9);
- вектора
направления счетных операций (сложение – вычитание, деление – умножение);
- представления о
геометрических фигурах и их расположении в пространстве;
- для понимания
условий задачи: ребёнок может встать в тупик перед грамматической формулировкой
отдельных входящих в её состав условий
(например, «на столько-то больше» или «во столько-то больше» и т.д.).
Не стоит забывать
и о бытовых ситуаций в которых также нужны пространственные представления:
- обуваясь,
отличить правый и левый ботинок;
- заправляя
кровать, положить одеяло вдоль, а не поперёк;
- перемещаясь в
помещении не задевать мебель, углы и дверные косяки.
Несформированность зрительно пространственных функций
приводит к существенному нарушению познавательных операций и наглядных
мыслительных процессов.
Сложнейший
механизм развития пространственных представлений начинается еще в самом раннем
детстве и формируется постепенно. Базовой и наиболее естественной ранней
системой ориентации в пространстве является схема тела. Сначала у ребёнка начинает формироваться представление
о собственном теле и о расположении внешних объектов по отношению к
собственному телу, которое происходит через ощущения напряжения и расслабления
мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от
взаимодействия ребёнка со взрослым.
Между тремя и
четырьмя годами у ребёнка начинается складываться представление о правом и левом, то
есть продолжает формироваться и созревать телесная схема. Завершается
процесс формирования различения ребёнком
правой и левой сторон собственного тела примерно к шести годам.
С появлением речи
становится возможным вербальное обозначение пространственных отношений и
понимание слов «дальше», «вверху», «сзади» и т.д. сначала по отношению к себе,
а потом по отношению к другим объектам.
На следующем этапе
ребёнок научается ориентироваться не только в реальном пространстве окружающей
среды, но и в схематичном пространстве, например пространстве листа. Ребёнок
начинает понимать, что «верх» - это не только там где голова, солнце, потолок,
но «верх» может быть и у листа бумаги, расположенного горизонтально.
Последний этап
формирования пространственных представлений включает в себя ориентацию в так называемом квази пространстве, которое понимается
как некоторая упорядоченность в системах знаков и символов, например нотная
запись, различные схемы, представление о времени, понимание логико-грамматических
конструкций (Мальчик спасён девочкой. Кто кого спас?).
Перечисленные уровни непросто надстраиваются друг над
другом, но и тесно взаимодействуют между собой.
Также
пространственный фактор играет большую роль при запоминании. Информация
хранящаяся в памяти извлекается не так, как извлекаются в слепую бочонки из
мешочка при игре в лото. Выбирая нужную информацию, мы должны попасть в
определенную точку пространства своей памяти.
Таким образом, чтобы ребёнок с нормальным слухом,
зрением и интеллектом не имел трудностей при обучении в школе необходимо с
раннего детства формировать пространственные представления.
Комментарии
Отправить комментарий