Консультация для специалистов и педагогов
Особенности
диагностики детей с ЗПР
Одной из основных психолого-педагогических проблем является диагностика
детей с трудностями в обучении.
Дети с задержкой психического развития, пришедшие в школу, начи-нают
испытывать трудности в обучении. У них недостает сформированности некоторых
психических функций, умений, навыков, они не успевают за другими учениками,
т.к. им не хватает знаний для усвоения даваемого в общеобразовательной школе
материала. Такие дети без специальной помощи не смогут овладеть общешкольным
материалом.
От обычных детей ребенка с ЗПР можно отличить по некоторым
осо-бенностям.
1. Дети с такими отклонениями в психическом развитии очень быстро
утомляются, не могут усваивать данный объем работы, у них занижен уровень
работоспособности.
2. Детям с ЗПР трудно принимать и обрабатывать (анализировать)
информацию, которая идет от учителя. Для более полного восприятия ему
необходимо опираться на наглядные пособия. Трудности возникают и при
мыслительной деятельности, т.к. словесно-логическое мышление неразви-то.
3. Дети этой категории испытывают трудности с общепринятыми в школе
формами поведения. Они часто задираются, дерутся со сверстниками, не
воспринимают школьные правила. Детям с ЗПР сюжетно-ролевые игры недоступны, но
ради того, чтобы уйти от трудных заданий, они могут с удовольствием поиграть в
более простые игры.
4. Детям с ЗПР трудно организовывать свою деятельность.
5. Обучение по программе общеобразовательной школы для них не-приемлемо,
т.к. их психическое развитие находится на более раннем уровне. Поэтому учителю
необходимо понаблюдать за такими детьми, для правильной дифференциации, быть
очень терпеливым, чтобы не отправить в специальный класс детей с нормальным
развитием.
У детей с ЗПР психическое недоразвитие ярко выражено в снижении
обучаемости. Но если таким детям оказать вовремя специальную
коррекционно-педагогическую помощь, они в состоянии будут догнать своих
нормально развивающихся сверстников.
Ученые сходятся во мнении, что диагностику нужно проводить в
пси-холого-педагогическом аспекте. Не у всех детей этой категории выражен
неврологический статус, но в то же время имеются некоторые признаки,
напоминающие легкую дебильность. Однако неврологическая симптоматика
остаточного характера быть главной в диагностике ЗПР не может, т.к. она может
быть похожа на симптоматику у нормально развивающихся детей при некоторых
перенесенных заболеваниях. В этом случае лучше проводить диагностику в
психолого-педагогическом плане. При диагностике задержки психического развития
нужно обратить внимание на то, как ребенок выполняет задание самостоятельно и
как ему это удается сделать при помощи взрослого. Дети такой категории
справляются с заданием при содействии учителя намного быстрее и эффективнее,
это отличает их от умственно отсталых детей, и при ди-агностике на этот факт
следует обратить внимание.
Если главным признаком является недостаток памяти, внимания, перехода и
скорости психических процессов, то ставится диагноз ЗПР (Т.В. Егорова).
Но некоторым детям окончательно диагноз можно поставить только после
психолого-педагогического наблюдения во время обучения в младших классах
общеобразовательной школы.
Также к одной из ступеней диагностики можно отнести значительно низкий
уровень игровой деятельности (в отличие от сверстников). Им не под силу
сюжетно-ролевые игры, они не способны выбрать тему без вмешательства взрослых,
в сюжетно-ролевой игре они не могут распределить роли. Возникают трудности и с
соответствием плану игры (сценарию).
Но если детей с ЗПР сравнить с умственно отсталыми детьми, то уви-дим,
что дети с ЗПР всегда адекватны в своих действиях и с какой-либо иг-рушкой
играют в соответствии с ее назначением.
Комментарии
Отправить комментарий