Консультация для родителей
ГРАМОТА – это умение читать и писать.
Грамоте обучают детей в начальной школе. А в детском саду педагоги закладывают основу для успешного овладения ребенком навыками чтения и письма в начальной школе и обучают элементам грамоты.
Деятельность на занятиях по обучению детей дошкольного возраста элементам грамоты:
- закрепление представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках;
- упражнения на различение гласных и согласных звуков, подбор слов на заданные гласные и согласные звуки;
- закрепление представлений о твёрдости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков;
- формирование умения интонационно выделять звук на фоне слова, подбирать слова с заданным звуком;
- формирование навыков звукового анализа и синтеза слов из трёх-пяти звуков;
- совершенствование навыков слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трёх слогов;
- знакомство с буквами;
- развитие навыков конструирования букв из палочек, кубиков, мозаики, навыков печатания, лепки букв из пластилина.
Ребёнок узнает о следующем:
· Общение людей происходит при помощи речи, которая разделяется на предложения, предложения – на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки и наоборот, звуки объединяются в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения.
· Слова звучат, потому что состоят из звуков.
· Буква – это графический образ или графическое изображение - мы её видим и пишем.
· Звук – это то, что мы слышим и говорим.
· Звуки бывают гласными и согласными.
· Когда мы произносим гласный звук, воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
· Когда мы произносим согласный звук, воздух, выходящий изо рта, встречает преграду в виде губ, языка, зубов.
· Гласные звуки на схеме обозначаются красным цветом.
· Согласные звуки бывают глухими и звонкими. При произнесении глухих звуков стенки горлышка «спят», а при произнесении звонких звуков стенки горлышка «дрожат».
· Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
· Твёрдые звуки обозначаются на схеме синим цветом, а мягкие – зелёным.
Чем ребенку могут помочь родители?
1) На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – то есть так, как звучит ЗВУК.
Например: звук [м], мы произносим его отрывисто, коротко, так как он звучит в словах ком, дом, сом. И букву М необходимо называть так же! Ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы произносим 2 звука – [э] и [м]. Это дезориентирует детей, у них возникает путаница в голове.
2) Правильное чтение на начальном этапе – это чтение слогами. И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, чтобы он слитно прочёл буквы слога.
Чтобы ребёнку было легче запоминать буквы можно использовать следующие приёмы:
· Пишите «трудную» букву большого размера (5-10 см), пусть ребёнок её раскрасит. Под буквой пусть ребёнок нарисует предметы, в названиях которых трудная для него буква – в начале слова.
· Лепите буквы из пластилина.
· Вырезайте буквы по контуру.
· Обводите буквы, написанные взрослым.
· Пишите буквы по опорным точкам.
· Зачёркивайте буквы в тексте с крупным шрифтом (для этого можно использовать старые детские книги, букварь). Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и зачёркивать букву, которую с ним заучиваете. Не забывайте называть или спрашивать, какую букву ребенок ищет. В другой раз букву можно подчеркивать, обводить в кружочек, ставить под или над ней точку и т.п.
Проводя занятия дома, необходимо помнить об основных правилах:
- занятия должны проходить на положительном эмоциональном фоне;
- нельзя заставлять ребенка заниматься;
- не выражайте свое неудовольствие, разочарование;
- будьте терпеливы, не раздражайтесь;
- хвалите ребенка за старание.
Только тогда все ваши старания дадут положительный результат!
Комментарии
Отправить комментарий