Консультация для родителей

 ГРАМОТА – это умение читать и писать.

Грамоте обучают детей в начальной школе. А в детском саду педагоги закладывают основу для успешного овладения ребенком навыками чтения и письма в начальной школе и обучают элементам грамоты.

Деятельность на занятиях по обучению детей дошкольного возраста элементам грамоты:

 - закрепление представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках;

- упражнения на различение гласных и согласных звуков, подбор слов на заданные гласные и согласные звуки;

 - закрепление представлений о твёрдости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков;

 - формирование умения интонационно выделять звук на фоне слова, подбирать слова с заданным звуком;

- формирование навыков звукового анализа и синтеза слов из трёх-пяти звуков;

- совершенствование  навыков слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трёх слогов;

- знакомство с буквами;

- развитие навыков конструирования букв из палочек, кубиков, мозаики, навыков печатания, лепки букв из пластилина.

Ребёнок узнает о следующем:

· Общение людей происходит  при помощи речи, которая разделяется на предложения, предложения – на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки и наоборот, звуки объединяются в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения.

· Слова звучат, потому что состоят из звуков.

· Буква – это графический образ или графическое изображение - мы её видим и пишем.

· Звук – это то, что мы слышим и говорим.

· Звуки бывают гласными и согласными.

· Когда мы произносим гласный звук, воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

· Когда мы произносим согласный звук, воздух, выходящий изо рта, встречает преграду в виде губ, языка, зубов.

· Гласные звуки на схеме обозначаются красным цветом.

· Согласные звуки бывают глухими и звонкими. При произнесении глухих звуков стенки горлышка «спят», а при произнесении звонких звуков стенки горлышка «дрожат».

· Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

· Твёрдые звуки обозначаются на схеме синим цветом, а мягкие – зелёным.

Чем ребенку могут помочь родители?

1) На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – то есть так, как звучит ЗВУК.

Например: звук [м], мы произносим его отрывисто, коротко, так как он звучит в словах ком, дом, сом. И букву М необходимо называть так же! Ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы произносим 2 звука – [э] и [м]. Это дезориентирует детей, у них возникает путаница в голове.

 2) Правильное чтение на начальном этапе – это чтение слогами. И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, чтобы он слитно прочёл буквы слога.

Чтобы ребёнку было легче запоминать буквы можно использовать следующие приёмы:

 · Пишите «трудную» букву большого размера (5-10 см), пусть ребёнок её раскрасит. Под буквой пусть ребёнок нарисует предметы, в названиях которых трудная для него буква – в начале слова.

· Лепите буквы из пластилина.

· Вырезайте буквы по контуру.

· Обводите буквы, написанные взрослым.

· Пишите буквы по опорным точкам.

· Зачёркивайте буквы в тексте с крупным шрифтом (для этого можно использовать старые детские книги, букварь). Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и зачёркивать букву, которую с ним заучиваете. Не забывайте называть или спрашивать, какую букву ребенок ищет. В другой раз букву можно подчеркивать, обводить в кружочек, ставить под или над ней точку и т.п.

Проводя занятия дома, необходимо помнить об основных правилах:

  • занятия должны проходить на положительном эмоциональном фоне;
  • нельзя заставлять ребенка заниматься;
  • не выражайте свое неудовольствие, разочарование;
  • будьте терпеливы, не раздражайтесь;
  • хвалите ребенка за старание.

Только тогда все ваши старания дадут  положительный  результат!

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Консультация для специалистов, воспитателей и родителей.

Консультация для родителей

Консультация для преподователей и родителей.